Военно-политическое положение в Нахчыване. Часть I.
07/05/2022
После установления Советской власти в Баку ситуация в Нахчыване оставалась очень тяжелой и противоречивой. Коммунисты, которые направлялись ЦК АКП в Нахчыван, должны были вести совместно с местными большевиками активную пропаганду среди населения идей Советской власти. Так, уполномоченный XI Красной Армии тов. Буният-Заде 24 июня 1920 г. телеграфировал председателю Азревкома Н.Нариманову следующее: «В Нахчыване Советская власть: присоединяется к Советской власти Азербайджана; царит полный порядок». Однако, в действительности ситуация в регионе не было ещѐ для большевиков стабильной. Реальная власть в Нахчыване по-прежнему находилась в руках Национального комитета и здесь ещѐ находились части турецких войск во главе с Халил-беком.

В такой ситуации азербайджанское население Шарура подняло восстание в знак протеста против преступных действий дашнакских отрядов. К восставшим шарурцам присоединились крестьяне-азербайджанцы Иреванского уезда. Они требовали положить конец бесчинствам дашнаков. На помощь восставшим прибыли вооруженные отряды во главе с Келбалы ханом и Халил-беком, направленные Нахчыванским Национальным комитетом. В азербайджанской советской историографии эти события освещались следующим образом: «Напуганные размахом восстания, Келбалы-хан и Халил-бек постарались подчинить его своим целям и превратить в очередное межнациональное столкновение. Они захватили Шарурский уезд и стали продвигаться вглубь Иреванского уезда». Необходимо подробно рассмотреть позицию Турции в данном регионе и взаимоотношения еѐ военного командования с руководством XI Красной Армии. В освещение этих вопросов в советской историографии были допущены многочисленные искажения фактов и событий. Как известно, в это время народ Турции вел национально-освободительную борьбу против стран Антанты за свою независимость и территориальную целостность. Несмотря на это, правительство Мустафы Кемаль паши Ататюрка также стремилось защитить территориальную целостность братского Азербайджана. Турецкий историк М.Сарай пишет: «После 27 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль паша не мог оставаться безразличным к судьбе Азербайджана. Азербайджан и азербайджанские тюрки являлись мостом, соединявший Турцию с турками находящимися под властью России.Мустафа Кемаль паша выражал обеспокоенность, что Советская Россия пытается создать между Турцией и Азербайджаном армянское государство. Ата-тюрк в письме Карабекир паше писал: «Азербайджан должен быть действительно независимым государством. Русским необходимо дать понять, что политика проводимая ими в Азербайджане будет основным показателем отношения к ним исламского мира». Позиция правительства М.Кемаль паши находит яркое выражение в его заявлениях: «Мы желаем создания Независимого Азербайджанского Государства. Мы должны по этому поводу установить необходимые контакты с русскими… Нужно обеспечить, чтобы некоторые регионы, такие, как Карабах, находились в зоне влияния Азербайджанского Государства».
9 июня 1920 г. был создан Восточный фронт турецкой армии во главе с Карабекир пашой. Численность армии Восточного фронта составляла 22 тысяч человек. Представитель Восточного фронта Вейсал бек Унувар был назначен командующим турецкими войсками в Нахчыване, штаб которого находился в селении Шахтахты и размещался вдоль границы — от Ордубада до станции Араздаян. Численность турецких войск в несколько раз превышала численность отрядов Красной Армии. Ответственный за политработу в турецких войсках, находящихся на территории Нахчывана Вейсал бек заверял, что его армия прибыла на эту землю по просьбе аксакалов Шарур-Даралагеза, Нахчывана, Ордубада, и что их основная цель — избавить эти места от постоянных угроз со стороны дашнакской армии, защитить честь матерей и сестер, навеки водрузить здесь знамя мира.
Понимая реальную угрозу для региона, которую несли в себе действия армян, в конце июня Баязетская турецкая дивизия в количестве до 9000 штыков под командованием Джавид-бея приступила к оккупации района Нахчыван-Джульфа-Ордубад и передовые части еѐ в количестве 3000 штыков 2 июля прибыли в район Шахтахты-Нахчыван. В советской азербайджанской историографии эти шаги турецкого правительства оценивались как захватнические. Так в III томе «Истории Азербайджана» мы читаем: «Под предлогом борьбы с дашнаками, турецкие войска захватили и часть территории Азербайджана, в т.ч. город Нахчыван».
В действительности же, как видно из переписки командования Восточного фронта турецких войск с руководством XI Красной Армии, правительство М.Кемаль паши в совместных с Советской Россией военных операциях преследовала цель не допущения захвата Зангезура и Нахчывана армянами. 7 июля 1920 г. представители Баязетской дивизии прибыли из Нахчывана в Герус с просьбой о скорейшем движении российских красных частей на линию Нахчыван-Ордубад с целью совместных действий против армян, движущихся из Иревани на Нахчыван. 13 июля 1920 г. на заседании Бюро ЦК АКП в ходе рассмотрения вопроса о Нахчыване, было принято постановление: «Ввиду того, что Нахчыванский район, ныне занятый Турецкими войсками — неоспоримая часть Азербайджана, необходимо для предотвращения всякого рода конфликтов, очистить этот район от Турецких войск. Для переговоров с Халил-пашой, для урегулирования этого вопроса назначить: Нариманова, Микояна, Караева, Нанейшвили и Гусейнова». Через два дня после этого решения, 15 июля на заседании Бюро ЦК АКП с участием Егорова, Микояна, Караева, Орджоникидзе и др. было принято новое постановление, которое дополняло первое: «2) От Нахчывана и других отказаться, предложить оккупировать русскими войсками». Командование XI Красной Армии, которая реализовывало политику Советской России в регионе, предписывало своим представителям поддерживать теплые отношения с турецкими военными частями, но в то же время, не предпринимать никаких действий против армянских сил без получения на это директив из центра. 16 июля 1920 г. командующий XI Красной Армии приказал начальникам 28-й стрелковой и 18-й кавалерийской дивизий войти в связь с командиром Турецкой Баязетской дивизии с целью выяснить намерения турецких войск и их взаимоотношения с дашнаками. В рапорте, направленном чрезвычайным комиссаром Нахчыванского района в Военно-Революционный Совет XI Красной Армии сообщалось: «По отправке Красной бригады в Нахчыван, нам центром был дан устный наказ поддерживать тесный контакт с турецкими частями, находящимися в Нахчыване и способствовать укреплению братских уз между Советской Россией, Азербайджаном и революционной Турцией, ибо наш район является ближайшим пунктом и соединяющим звеном». Чувствуя приближение момента оккупации района, Г.Орджоникидзе и С.Киров в своем распоряжение по телефону командиру 18-й дивизии XI Красной Армии требовали «как можно быстрее, смертельным ударом покончить с дашнаками и прочими антисоветскими и антинародными группировками в Нахчыванском районе».

В обращении представителей крестьян Нахчывана к правительствам РСФСР и Советского Азербайджана говорилось: «Мы наравне с дашнаками обвиняем кровавую Антанту, мы просим рабоче-крестьянское правительство и красную армию удалить с наших краев дашнаков и эту дьявольскую руку Антанты и спасти хотя бы уцелевшую часть наших граждан и придти на помощь нашим беженцам, дать нам и нашим соседям-армянам свободно вздохнуть». После проведения определенной военной подготовки, части XI Красной Армии вошли в Нахчыван. В телеграмме командира объединенными войсками РСФСР и Турции Тарханова, направленной в Иреван 30 июля 1920 г., говорилось: «28 июля 1920 г красные войска РСФСР, а также союзные нам войска Красной Турции в силу данного приказа вступили в совершенно оставленный жителями город Нахчыван и его районы, не имея целью военных действий против Армении. По имеющимся сведениям, вверенные вам войска намерены повести наступление на г. Нахчыван для предания его огню и мечу. Во избежание недоразумения и бесцельного пролития крови, могущих повлечь за собой последствия государственной важности, ставим Вас в известность о занятии нами Нахчывана и его окрестностей». В тот же день, 28 июля Нахчыванский революционный комитет, обратился к рабочим и крестьянам с воззванием, в котором объявил об установлении Советской власти в Нахчыване, а ревком еѐ высшим органом власти. 10 августа 1920 г. Нахчыванский ревком направил письмо председателю Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР Н.Нариманову, в котором говорилось: «Постановлением огромного большинства нахчыванского народа Нахчыванский край признал себя неотъемлемой частью Азербайджанской ССР». В своем выступлении на II съезде АКП) в октябре 1920 г. Н.Нариманов касаясь вопроса установления Советской власти в Нахчыване сказал: «Товарищи район Нахчыванский, это район Кавказа, который испытывал всю гнусность дашнакцаканов. Этот район и действительно с одной стороны, защищал себя от нападения дашнакцаканов, а с другой стороны от грозных орд персов.